Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

Содержание

Игры Воскобовича для дошкольников — суть развивающей методики, как сделать пособия своими руками

Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

В последние годы психологи всё чаще говорят о проблеме «перезанятости» детей. В связи с этим родители и педагоги обращаются к развивающим технологиям, которые основываются на игре. Важнейшие принципы дошкольного обучения — интерес, познание, творчество — лежат в методике Воскобовича. Эти игры открывают удивительные сказочные миры, полные ценных знаний!

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям.

Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации.

Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами.

Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение.

По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

На данный момент у запатентованной методики Воскобовича обширная игровая база. Все игры (более 200) делятся на три блока:

  • универсальные,
  • предметные (по математике и чтению),
  • конструктивные.

Игры Воскобовича многофункциональны. Например, игра («Игровизор», «Волшебная восьмёрка») на одном занятии используется для закрепления образа букв, а на следующей учебной неделе эта же игра проводится с целью закрепления образа цифр.

Часто пособия используются для знакомства с новыми лексическими темами: «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта» и т. д.

Учить цвета, величины и буквы во время одной игры — запросто!

Фотогалерея: какие игровые пособия можно использовать в младшей группе детского сада

Цветные дощечки восьмёрки малыши ищут в сыпучих материалах и складывают в картинки Зачем складывать фигуры по образцу, детям рассказывается в сказке Похожее на систему Монтессори пособие становится уникальным благодаря сказочным заданиям Элементы малыши раскладывают в виде пирамидки или семейки черепашек Идём гулять в волшебный лес: учить цвета, новые слова и работать пальчиками! Элементы кораблика можно складывать как классические пирамидки Выполнение заданий на ковровой поверхности стимулирует биоактивные точки на кончиках пальцев

: игры Воскобовича с детьми раннего возраста

Педагог раннего развития успешно сочетает пособия Воскобовича с народной сказкой «Колобок» и упражнениями с мячом. Для малышей наглядно показываются действия с «Квадратом Воскобовича» и «Фонариками».

Таблица: игры для детей 4–7 лет

Это важно.

Некоторые игры Воскобовича можно использовать в работе со школьниками (8–12 лет). Например, в рамках специализированного курса по естественно-научному развитию.

  • «Прозрачный квадрат»,
  • «Геоконт»,
  • «Коврограф»,
  • «Логоформочки»,
  • «Чудо-крестики».

Фотогалерея: коврограф и другие игровые пособия для детей 4–8 лет

Мини-версия Коврографа Ларчик подразумевает собственный игровой коврик для каждого ребёнка Заниматься с маркерами, которые стираются губкой, очень нравится ребятам Коврограф — часть предметно-развивающей среды, с ним и играют, и фантазируют, и учатся Подобно Каю из сказки, дети выполняют задания с импровизированными льдинками Конструирование трёхмерный фигур — задача для деток постарше Дошкольники 4–7 лет конструируют сложные картинки по чёрно-белым схемам

Как проводить занятия по играм Воскобовича

Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.

Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:

  • индивидуальной,
  • групповой,
  • в подгруппе.

Даже на индивидуальном занятии по технологии Воскобовича ребёнок не одинок, педагог является посредником между ним и сказочным миром

Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.

Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.

Важно.

Игры Воскобовича требуют от детей внимательности и зачастую усидчивости. Чем младше дети, тем быстрее они теряют интерес и устают. Необходимо чередовать развивающие игры с музыкальными и динамическими паузами.

Педагог является партнёром по игре, раскрывает игровые приёмы, ведёт малыша по тропинке сказочной истории

В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность с пособиями означает максимальную заинтересованность детей

Пособия для игр Воскобовича своими руками

Готовые комплекты Воскобовича с методическими пособиями можно приобрести. Дополнительно к основным наборам покупаются приложения. Своими руками игровые пособия по Воскобовичу тоже можно сделать. С одной стороны, это существенно сэкономит средства. А с другой, если привлечь к изготовлению детей, материал станет ещё более ценным.

Уголок по сенсорике замечательно дополнит знаменитый «Фиолетовый лес» Воскобовича.

  1. В качестве основы послужит доска ДСП или плотный картон. Поверхность можно обклеить старыми обоями.

    Основа из ДСП обклеивается бумажными обоями

  2. Наклеиваются отрезы фетра: зелёный — трава, голубой — небо.

    Пространство заполняется фоновыми цветами

  3. Далее фиксируются объекты средней величины — деревья. Рекомендовано пользоваться клеевым пистолетом.
  4. Детали меньшего размера (птицы, плоды, листья, следы) должны быть съёмными, то есть иметь липучки с обратной стороны.

    В игровом пространстве обязательно присутствует фиолетовым цвет, он стимулирует фантазию

  5. Сказочных персонажей можно выполнить из текстильных материалов или распечатать на плотной бумаге.

    Изображения Радужных гномиков можно распечатать на принтере и наклеить на плотный картон

Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)

  1. Подберите контрастные цвета для треугольников.

    Если вы решите сделать четырёхцветный квадрат, то потребуется красный, зелёный, синий и жёлтый листы

  2. Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырёхцветного — по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см).

    Размеры треугольников можно сделать и отличные от размеров в оригинальном пособии

  3. Вырежьте треугольники.

    Будьте аккуратны и точны, погрешности недопустимы

  4. Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см.

    Если вы используете другой размер треугольников, то учитывайте расстояние между ними в 0,5–1 см

  5. Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-жёлтый, красный-зелёный. Всего должно получиться 16 треугольников.
  6. Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.

    Склеить квадрат из картона проще, чем изготовить из ткани или фетра

  7. Если вы используете плёнку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите плёнку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.

    Игровое пособие готово

Фотогалерея: Геоконт своими руками

Понадобятся квадратная дощечка, краски, кисти, линейка, чёрный фломастер, кнопки Закрашиваем квадрат полностью жёлтым цветом Проводим линии по двум диагоналям чёрным цветом Проводим вертикальную и горизонтальную перпендикулярные линии через центр чёрным цветом Чертим квадраты со сторонами 6см, 9см, 15см, 20см. Проверить соединение углов по диагоналям Места пересечения линий обозначаем цифрами от центра (Ц) к краям (1–4) Декорируем точки пересечения цветными кнопками. Верхний отрезок — белый. Далее следуем порядку цветов радуги. Центр — чёрный Пособие готово

Фотогалерея: картинки для игр Воскобовича

Галчонок Каррчик Жёлтый гномик Голубой гномик Китёнок Тимошка Магнолик Ворон Метр Малыш Гео

Совет.
Распечатанные картинки с персонажами можно наклеить картон и покрыть лаком. Сделайте несколько вариантов фигурок: на подставке, с липучкой и с магнитиком.

Литература по играм Воскобовича

  • Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича
  • Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича
  • Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников

Отзывы о технологии Воскобовича

Воспитанники д/с №9 «Берёзка» г. Снежногорск осваивают игры с Коврографом

Четырёхлетний ребёнок складывает фигуру по схеме

Педагог-психолог отмечает, что на занятиях по играм Воскобовича детям комфортно, они не испытывают ревности или соперничества

Игровые пособия Воскобовича отвечают требованиям современной системы образования. С их помощью создаётся комфортная среда, в которой дети развивают мыслительные и творческие способности.

Игры с геометрическими фигурами и кубиками не становятся рутинным занятием, ведь действия сопровождаются сказочными сюжетами.

И проблемы перед детьми ставятся не только учебные, в играх Воскобовича малыши расширяют понятия о добре, дружбе, счастье.

Методика Воскобовича, Раннее развитие детей

Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

На что, в первую очередь, обращают внимание многие родители, выбирая игрушки для своего ребенка? На безопасность, привлекательный внешний вид, соответствие возрастной категории и, конечно же, полезность.

Причем последнему критерию предъявляются особые требования, поскольку игрушка должна не только нравиться малышу, но и способствовать его развитию.

Особой популярностью среди родителей и педагогов пользуются так называемые игры Воскобовича, которые идеально подходят для детей разного возраста.

На что, в первую очередь, обращают внимание многие родители, выбирая игрушки для своего ребенка? На безопасность, привлекательный внешний вид, соответствие возрастной категории и, конечно же, полезность.

Причем последнему критерию предъявляются особые требования, поскольку игрушка должна не только нравиться малышу, но и способствовать его развитию.

Необходимо отметить, что несмотря на огромнейшее разнообразие развивающих игр и игрушек на полках современных магазинов, особой популярностью среди родителей и педагогов пользуются так называемые игры Воскобовича, которые идеально подходят как для совсем маленьких крошек, так и для детей постарше.

Естественно, если купить игру Воскобовича, и позволить ребенку самостоятельно с ней играться, практически никакого развивающего эффекта добиться не получиться. Эти игры “работают” только в комплексе с родительским вниманием и методикой Воскобовича, о которой мы сегодня и поговорим.

Несколько слов о Воскобовиче

Вячеслав Вадимович Воскобович – это талантливый российский педагог-самоучка, который, имея “за плечами” диплом инженера-физика, сумел разработать уникальную авторскую методику раннего развития детей, получившую признание не только среди родителей, но и среди профессионалов – педагогов и психологов. “Примерить” на себя непривычное для него амплуа изобретателя детских развивающих игрушек Вячеслава Воскобовича заставила не любовь к педагогике (хотя помимо физики он всегда увлекался поэзией, музыкой и написанием стихов и песен для детей и взрослых), а суровая жизненная необходимость.

В самом начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране ощущался тотальный дефицит детских развивающих игр, Воскобович столкнулся с нелегким выбором: пустить воспитание и развитие собственных детей на самотек или попытаться самому придумать и сделать игры, обеспечивающие его детям не только досуг, но и полноценное развитие.

В результате на свет появилась целая серия развивающих игр Воскобовича (“Геоконт”, “Игровой квадрат” и “Цветочные часы”), которые представляют собой универсальные творческие пособия, предназначенные для многократного использования. На сегодняшний день доступно около 40 развивающих игр Воскобовича, каждая из которых может стать настоящей находкой для родителей, заботящихся о гармоничном и полноценном развитии своих детей.

В последствии Вячеслав Вадимович разработал и собственную методику, направленную на всестороннее развитие детей, в основу которой был положен его личный родительский опыт. Другими словами, Воскобович сумел создать эффективную методику развития детей, которую с успехом может применить каждый родитель в домашних условиях.

Особенности методики Воскобовича

Автор методики абсолютно уверен, что все дети быстро и с удовольствием осваивают новые знания и навыки только в том случае, если процесс обучения проходит в веселой и непринужденной обстановке. Поэтому свою методику Воскобович построил на таких принципах, как:

  • познавательный процесс – каждая игра представляет собой отдельную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями, способствующими развитию фантазии и логики;
  • творческое начало – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал;
  • обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает буквы, цифры, формы, цвета и т.д.

То есть, развивающие игры Воскобовича – это многофункциональный инструмент, позволяющий в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также обучать их счету и чтению.

Примечательно, что игры Воскобовича предназначены для детей в широком возрастном диапазоне: в них с удовольствием играют как дети 1-2 лет, так и ученики младших классов. При этом родителям совсем не обязательно по мере взросления ребенка приобретать новые игры.

Благодаря тому, что каждая игра содержит множество задач (от простых манипуляций элементами до решения сложных многоуровневых задач) приобретенная один раз игра будет интересна ребенку на протяжении нескольких лет.

Практически все игры Воскобовича сопровождаются методическими пособиями, включающими в себя увлекательные сказки с яркими иллюстрациями, в которых присутствуют интересные для детей задания.

Как проходят занятия по методике Воскобовича

Перед началом занятий необходимо обязательно ознакомиться с методическими рекомендациями и инструкцией к игре Воскобовича, которую Вы купили для своего малыша. Очень важно не навязывать ребенку выполнение тех или иных заданий в игре. Малыш должен сам определить темп и уровень нагрузки, самостоятельно переключаясь с одного задания на другое.

Поскольку игры Воскобовича предполагают, что какое-то время ребенок будет сидеть на одном месте, автор методики советует первое время проводить занятия длительностью около 10 минут. После небольшого перерыва, когда ребенок немного побегает, можно опять вернуться к выполнению заданий.

Сказочная методика Воскобовича построена на доверительных и дружеских отношениях между ребенком и родителями, когда взрослые и дети являются партнерами, и во всем поддерживают и помогают друг другу. Поэтому, если у малыша что-то не получается с первого раза, не нужно критиковать его. По-чаще хвалите ребенка, и радуйтесь каждой его победе (даже если она незначительна).

В процессе выполнения заданий дети практически все время работают только руками и очень мало взаимодействуют с окружающей средой. Чтобы ребенок развивал не только память, логику, мышление, моторику и т.д.

, но и речь, Вячеслав Вадимович Воскобович рекомендует просить малыша, чтобы он комментировал все свои действия или пересказывал сюжет сказки.

Задавайте ребенку как можно больше вопросов о том, какое сказочное задание он выполняет сейчас, и какие варианты его выполнения он уже придумал.

Недостатки методики Воскобовича

Как это не покажется странным, но недостатков у методики Воскобовича практически нет. Практика показала, что все без исключения дети, занимающиеся по данной методике, умеют считать, читать, ориентироваться на плоскости, логически мыслить, сравнивать и анализировать полученную информацию.

Кроме того, малыши, обучающиеся по методике Воскобовича, обладают высоким уровнем развития мышления, памяти и внимания, а также умеют долго концентрировать свое внимание на выполнении поставленных задач. И что самое главное, все дети занимаются с большим удовольствием, без принуждения и скандалов.

Единственное, что можно отнести к недостаткам методики Воскобовича, так это необходимость приобретения авторских развивающих игр в специализированных магазинах.

Сделать такие игры самостоятельно дома практически невозможно.

Однако, принимая во внимание тот факт, что покупая игру Воскобовича, Вы приобретаете полезную игру, в которую ребенок с интересом будет играть несколько лет, то этот недостаток можно считать несущественным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Воскобович: развивающие игры для дошкольников, методика раннего развития

Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

Полки магазинов детских товаров ломятся от изобилия игрушек на любой вкус и кошелек. Для того чтобы семейный бюджет не был растрачен впустую, а новая игрушка не валялась в углу, рекомендуем покупать развивающие игры В. В. Воскобовича. Они многофункциональны и рассчитаны на широкий возрастной диапазон,  способствуют всестороннему развитию малыша.

Автор методики

В. В. Воскобович, физик-математик по образованию, открыл в себе талант педагога и методиста в начале 90-х годов. В период дефицита в магазинах, при скромных финансовых возможностях он воспитывал двух сыновей. Их развитие требовало проявления фантазии. На основе трудов Зайцева и Никитина были созданы первые игры Воскобовича.

Милое хобби со временем превратилось в дело всей жизни. В течение нескольких лет он основал методический центр «Развивающие игры Воскобовича».

Автор активно проводит семинары по внедрению собственной методики в образовательный процесс, разрабатывает и распространяет новые игры (сегодня насчитывается более 50 вариаций).

 Свои игры для дошкольников Воскобович называет технологией или «Сказочными лабиринтами игры». Став педагогом-новатором, он внес ощутимый вклад в методическую копилку педагогики периода кризиса.

Особенности методики

Три основных принципа методики раннего развития Воскобовича – интерес, познание, творчество.  Технология направлена на обучение в игровой форме, всестороннее развитие малыша, развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

В соответствии с принципами методики легко выявить основные ее особенности.

  • В ходе создания игры учитываются интересы ребят. Дети занимаются по данной методике с большим энтузиазмом. Каждый день они не устают открывать что-то новое для себя.
  • Широкий возрастной диапазон. Любая разработка рассчитана на возраст от 2 до 7 лет. Уровень сложности подбирается индивидуально. Так игра прослужит крохе не один год.
  • Партнерское взаимодействие со взрослым. Большинство подразумевает участие в игровом процессе родителей. В комплекте есть методическое пособие, описывающее сценарий игры и ее правила. Родитель выступает в качестве ведущего, он задает сказочный сюжет, ставит задачи, показывает иллюстрации.
  • Вариативность. Сборники упражнений предлагают задачи различной степени сложности.

Этапы совместной игры по методике Воскобовича

Технология непроста в применении. Обучение проходит в несколько этапов.

  1. Первое знакомство. В играх есть сказочные герои. Для начала расскажите малышу о действующих лицах.
  2. Уровень сложности. Подберите упражнения, посильные для выполнения малышом на текущем этапе его развития.
  3. Обучение игровым приемам. Далеко не всегда ребенок схватывает на лету. Ему нужно дать время для приобретения нужных навыков.
  4. Отработка навыков путем выполнения заданий под руководством родителя.
  5. Игра в одиночку. Когда ребенок понял правила, потренировался и готов играть самостоятельно, предложите ему придумать свои задания, формы и схемы.

Рекомендации по обучению

К сожалению, несмотря на всю многофункциональность, методика Воскобовича не охватывает развитие речевых навыков. Основная масса заданий предполагает совершение механических действий руками. Поэтому нужно общаться с ребенком на тему сюжета: задавать вопросы, обсуждать варианты развития событий,  комментировать впечатления от заданий.

Не стоит концентрировать все внимание ребенка исключительно на разных видах игр Воскобовича. Необходимо обратиться и к другим методикам, в основе которых лежит развитие коммуникативных навыков.  В противном случае узконаправленное воспитание не даст высоких результатов. У малыша неизбежно возникнут трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Важно иметь в виду, что игры Воскобовича носят статический характер. Они требуют от детей усидчивости. Чтобы активный малыш не утратил интерес к этому виду деятельности, организуйте ему школьную переменку. Попрыгайте, потанцуйте, сделайте гимнастику. Первые занятия не должны быть дольше 10 минут.

Подбадривайте ребенка при каждой возможности и не ругайте  за ошибки. Творческий подход не терпит оценивания и рамок.

Преимущества игр Воскобовича

Постоянные занятия по методике Воскобовича развивают в ребенке следующие способности:

  • глубокий анализ;
  • умение сравнивать предметы;
  • навыки чтения и математического счета;
  • знание геометрических фигур;
  • знание цветов и их оттенков;
  • усидчивость;
  • целеустремленность;
  • перфекционизм;
  • память;
  • логическое мышление;
  • творческое мышление.

Недостатки игр Воскобовича

Как и любая методика, игры Воскобовича подвержены критике. Среди основных недостатков называют следующее.

  • Отличие от школьной системы. Данная методика не уделяет внимание буквенному составу слова, она ориентирована сразу на слоги. В дальнейшем ребенок может делать ошибки при фонетическом и морфемном разборе слова.
  • Дети быстро привыкают к цветам кубиков. В школе они могут не совпадать с цветами, которые учитель присваивает гласным, согласным, твердым и мягким звукам. В этом случае ребенка приходится переучивать.
  • Расхождение с правилами русского языка. Приведем пример для наглядности. При обучении чтению по методике Воскобовича допустимо сочетание букв «ЖЫ» и «ШЫ».
  • Высокая цена. Игры Воскобовича отличаются дороговизной. Изобретательные мамы и папы решат, что смогут сделать их самостоятельно. Но имитировать хотя бы одну схему Воскобовича — процесс трудоемкий и требующий немалых временных затрат. Иногда проще купить оригинал.
  • Хрупкость. Несмотря на стоимость, методы Воскобовича нельзя назвать универсальными для игр с двухлетним ребенком, который норовит все попробовать на вкус или порвать. Они быстро придут в негодность, если дать малышу полную свободу действий хотя бы на 5 минут.

Примеры игр

Чтобы иметь общее представление о методике, познакомимся с некоторыми играми поближе.

На ткань приклеены 32 треугольника 4 цветов. Все они расположены на определенном расстоянии друг от друга.  В общем виде они образуют квадрат. Он легко сгибается в разные стороны. При его трансформации малыш получает плоские и объемные фигуры: домик, каблучок, черепашку и т. д. Вариантов фигур более 1000.

Помогают малышу разобраться в схемах ворон Метр, мама Трапеция, Квадрат, дед Четырехугольник и папа Прямоугольник.

Маркерами рисуют на прозрачном пластике. Под ним находится картон с расчерченной сеткой.  Между пластиком и картоном находится пружинка. По углам подложки нарисованы животные.  С помощью «Игровизора» малыш просто рисует, пишет графические диктанты, выполняет задания, вложив лист из сборника заданий между пластиком и картоном.

Кубики (12 штук) представляют собой маленькие теремки. В них есть окошки для гласных букв. Гласные находятся на сундучках, которые вставляются в окошки.

Детально ознакомившись с развивающими играми, изучив их принципы и особенности, можно прийти к выводу о том, что методика Воскобовича заслуживает право на существование.

Она разнообразит методический арсенал, обогатит образовательный процесс, привнесет в него оригинальность и творческую направленность.

Однако важно не останавливаться только на ней, а применять и другие методы развития способностей малыша.

Методика раннего развития Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

Пожалуй, детство – это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые и ностальгические воспоминания, свободные от недостатка времени на «бесполезность» и «ничегонеделание» и от скучных занятий. А также ежедневных открытий, ощущение сказки, и простых радостей того времени у нас накладываются уже на приобретенный жизненный опыт.

И тогда мы начинаем думать, что знаем, каким именно должно быть детство у наших детей. И почему то мы, взрослые считаем, что оно должно быть наполнено, осознано различными, полезными как нам кажется вещами: математика и логика, иностранные языки, шахматы, информатика и так далее.

И порой наполняя мир наших детей такими вот «полезностями», мы забываем, что оставляем все меньше и меньше времени на то, наше сказочно – ностальгическое детство. Конечно, сегодня эта необходимость продиктовано высоким темпом развития общества, требованиями к подготовленности детей к уровню и качеству образования, да и к обучению в целом.

Но ведь существует тоненький мостик между интересом и необходимостью, детством и школой – это игра. Игра – способная развить личность, используя познавательные естественные способности ребенка, а также его психологические и физиологические аспекты.

Среди огромного количество развивающих игр, появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича, которые и составляют основу методики раннего развития автора.

Российский физик, Воскобович Вячеслав Вадимович является одним из первых изобретателей специальных развивающих игр для детей. Вячеслав Вадимович занимался со своими детьми, изучал опыт других успешных педагогов-новаторов (Никитиных и Зайцева). Разработал собственную методику, куда вошли игровые комплексы, увлекательные развивающие игры.

Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику.

Все основано на трех основных принципах:- Познание- Интерес

– Творчество

Методика Воскобовича – это непросто игры. Это побуждающие малыша к творческому мышлению различные сказки, приключения, интриги и многое другое.
Установлено, что дети, развивающиеся по данной методике, отлично подготовлены к школе. Они уже умеют читать, считать, ориентироваться на плоскости, решать логические головоломки.

Самыми популярными играми Воскобовича являются «Геоконт» и «Игровой квадрат». Также очень интересны: «Цветные часы», «Домино», «Чудо-головоломки», «Математические корзинки», «Ларчик» «Конструктор букв» и другие, использование которых влияет положительно на раннее развитие детей и делает этот процесс более интересным и увлекательным.

К основным особенностям игр воскобовича относятся:

1. В каждой игре имеются отличительные конструктивные элементы. К примеру, в игре «Прозрачный квадрат» – это непрозрачные и прозрачные части, в «Геоконте» – динамическая резинка, а в «Квадрате Воскобовича» и вовсе использованы одновременно гибкость и жесткость.
2. Методика Воскобовича идеально подходит для детей разного возрастного диапазона.

Методика развития детей автора содержит игры, которые интересны и для трехлеток и семилеток, и даже для учеников средней школы. Малышам предлагаются несложные одно- или двухшаговые упражнения, а уже для детей более старшего возраста Методика Воскобовича предусматривает сложные многоступенчатые задачи.3.

Одна игра дает возможность найти и решить множество образовательных задач, т.е. ребенок одновременно может осваивать и буквы, цифры, тренирует внимание и память, учится различать форму и цвет, развивает мышление, и кроме того тренирует мелкую моторику ручек.

4. Игры Воскобовича содержат огромный творческий потенциал.

Его методика раннего развития детей дает возможность ребенку осуществлять свои творческие задумки в реальность.

5. Методика Воскобовича имеет сказочную направленность и сказочную огранку. Ведь малышу будет намного интереснее и увлекательнее играть не просто с обычными треугольниками и квадратами, а с разноцветными паутинами Паука Юка и с Нетающими Льдинками. А вместо изучения дробей ребенок разгадывает занимательные Секреты Чудо-Цветика, и в этом ему помогает Малыш Гео. Методика развития детей автора делает акцент в первую очередь на то, что все необычное и новое всегда легко запоминается и лучше привлекает внимание.
6. Отличительной особенностью игр методики раннего развития детей Воскобовича является их универсальность и образность. Игра мобилизует внимание ребенка, интригует его интерес, и при этом втягивает в процесс решения. Ребенок образно попадает в определенную ситуацию, анализирует последовательно свои действия и поставленные задачи, далее осознает необходимые цели, и в итоге находит возможные варианты решения. Взрослый в данной ситуации выступает только как равноправный партнер в игре, которая, по сути, и занимается сама процессом обучения. Для каждого персонажа можно отводить отдельное занятие и придумывать новые путешествия и истории для него. Методику Воскобовича можно применять, как в и домашней обстановке, так и развивающих центрах, и в детских садах.
7. Игровые методы системы Воскобовича не просто учат «считать – читать», а они развивают в ребенке такие качества личности-творца, как творческое мышление и оригинальность, разносторонность суждений, и к тому же учат человеческим взаимоотношениям.

Для того чтобы понять как все это действует на практике ознакомимся с популярными играми автора, которые развивают и сенсорные способности, мелкую моторику рук, творчество и мыслительные процессы детей. Методика Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» представляет собой поэтапное включение детей в развивающие игры автора, с постепенным усложнением материала обучения.

В центре всего игрового пространства находится «Фиолетовый лес»,который должен быть сделан из картона, ткани или нарисован. Автор выбрал цвет неслучайно,так как фиолетовый цвет создает таинственную, мистическую атмосферу. А в лесу живут сказочные персонажи, которых и объединяет сама сказка.

А как известно именно волшебная среда способствует быстрому приобретению новых умений и знаний для ребенка.

«Геоконт»

Игра представляет собой доску, на которой находятся 33 разноцветных гвоздика и сопутствующую сказку про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу. Гвоздики объединены в лучи, и возле каждого луча есть начальная буква его цвета. Это дает возможность детям их называть.

На гвоздики натягивается разноцветная резинка – паутинка, так дети могут создавать различные геометрические фигуры и силуэты.

Малыши могут строить фигурки на примере родителей или взрослых, дети старшего возраста отображают словесные модели взрослого или схемы-образцы, а ученики средней школы с помощью такой игры даже доказывают определенные теоремы. Приведем пример игрового задания: родитель или взрослый рассказывает сказку.

Как-то раз паучок Юкк решил сделать малышу Гео подарок, который похож на красивую паутинку. И вот ему осталось доделать совсем немножко, как вдруг ему очень захотелось пить. Затем паучок Юкк отправился в магазин, чтобы купить паучьего лимонада, и наказал своему внуку Ромбику ничего не трогать.

Но Ромбику захотелось сделать очень приятное дедушке, и он решил помочь ему, и закончить узор. Но так как Ромбик был еще совсем маленький, то он практически все и запутал дедушке. Далее предложить ребенку восстановить узор по координатам.

“Квадрат Воскобовича” или «Вечное оригами»

Квадрат состоит из 32 жестких разноцветных треугольников, которые наклеены на гибкую основу с двух сторон. Поэтому квадрат легко трансформируется в различные объемные и плоскостные фигуры. И сгибая его, ребенок может конструировать различные силуэты: домик, мышка, котенок.

А благодаря сказке о тайне Ворона Метра квадрат и вовсе может оживать и превращаться в самолетик, ежик, домик и другие формы. К тому же квадрат можно и определенным образом разрезать, это даст возможность создавать объемные и необычные фигуры, а также и манипулировать ими. Например: начать следует традиционно со сказки.

Однажды Малыш Гео решил отправиться в гости к своей бабушке. Ворон Метр, провожая его в далекий путь, дал ему нетающие льдинки озера Айс. Малыш Гео спросил: «Зачем они мне?». Тогда Ворон Метр из льдинок составил фигуру и спросил у малыша: «На кого похоже?».

Так дети должны будет отвечать на вопрос Ворона Метра, а затем и сами должны будут сложить эту фигуру (в данном примере лошадку, на которой и отправится в путешествие Малыш Гео). Далее на его пути встречается ручей.

И дети должны проанализировать ситуацию и найти возможный выход для малыша Гео : каким же образом ему перебраться через этот ручей. Предложить самостоятельно ребенку составить кораблик или лодку. А в заключении можно придумать и смастерить подарок для любимой бабушке.

Конструктор букв

Игра представлена полем из фанеры, на которую конструируется буква, и накладываются элементы. Автор приводит пример игрового задания: дети вместе с малышом Гео и его друзьями отправляются в лес на прогулку.

И там они случайно попадают на поляну, но не простую, а заколдованную.Все предметы, которые на ней находятся заколдованы.

И для того, чтобы помочь поляне освободится от колдовства ребенку необходимо из конструктора составить хотя бы первые буквы заколдованных предметов. К примеру: «б» – бабочка, «о» – облако.

Математические корзинки

Это игровое пособие в буквальном смысле «на ощупь» поможет ребенку закрепить счет, а также и уяснить состав чисел, и понять принцип вычитания и сложения. Ребенку необходимо вкладывать в корзины, имеющие разные количества выемок, определенное количество вкладышей-грибов.

Так согласно сказочному сюжету малыш вместе с зверятами – цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и так далее собирает грибы в корзинки. Считает их и раздает равное количество зверятам и проверяет у кого полные корзинки, а кого нет.

Зверята также собирают грибы, а уже ребенок выясняет, кто меньше собрал, а кто больше.

С мамой и папой

Дома можно и нужно создать для ребенка развивающую среду, и не совсем обязательно в виде Фиолетово леса. Можно также играть в игры Воскобовича и без авторских сказок. Просто взрослым необходимо будет придумать свой способ привлечения внимания ребенка непосредственно к игре.

Методика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича – методика развития детей

«Сказочные лабиринты игры» – так называется методика развивающих игр Вячеслава Воскобовича. Инженер-физик по образованию, Воскобович придумал игры для собственных детей. Как человек, далёкий от официальной педагогики, он понимал и знал то, что мы помним из своего детства: ребёнок любит игры и сказки, а не учёбу и морализаторство.

Большинство родителей понимает необходимость раннего развития своего ребёнка. Но часто это развитие осознаётся как раннее обучение по какой-нибудь прогрессивной методике. Это приносит свои плоды: малыш рано начинает рассуждать, читать, считать, идёт в школу подготовленным.

Но иногда родители слишком поздно понимают, что просто лишили ребёнка детства: он с трёх лет (а иногда и раньше) только то и делает что учится и выполняет домашние задания, а играть совсем не умеет, да ему и некогда. Мы забываем, что игра – основное занятие дошкольника.

Через игру ребёнок познаёт мир, учится, общается, развивается. Так что если хотите развить своего ребёнка в соответствии с замыслом природы, находите время не только для занятий, но и для игр с ним – и добьётесь большего, да ещё и с удовольствием.

Неограниченные возможности развития в игре предоставляют игры Воскобовича.

Почему выбираем игры Воскобовича

  • В основе игр сказки. В игре ребёнок помогает сказочным героям, выполняя определённые задания. Сюжет сказки увлекает и не даёт бросить дело на полпути. Обучение целиком подчинено сказочному сюжету. Кроме этого, сказки всегда учат добру. От сказочной основы игры всегда можно отказаться или придумать свою.

  • Основная цель игр Воскобовича – развитие интеллекта ребёнка. Они построены так, что каждое следующее задание чуть-чуть превосходит возможности ребёнка (из зоны ближайшего развития).

  • Любая игра Воскобовича развивает мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, комбинаторику, фантазию, раскрывает творческий потенциал. Игры влияют на память, внимание и усидчивость.

  • Кроме развития, в том числе и интеллектуального, цель каждой игры – обучение. Но об этом знают взрослые, а не дети. Дети обучаются «нечаянно», играя. Такой способ обучения – единственно правильный в дошкольном возрасте. Каждая игра учит чему-то особенному: чтению, счёту, цифрам, буквам, цветам, фигурам или сразу нескольким понятиям.

  • Методику Воскобовича можно сочетать с любой другой развивающей методикой, ведь любому ребёнку полезно купить новую игру.

  • Дети, играющие в игры Воскобовича, рано начинают читать и считать, обладают хорошей памятью, усидчивостью, развитой фантазией и устойчивой психикой. Они легко учатся в школе.

  • В играх Воскобовича нет места насилию взрослого над ребёнком. Образ строгого учителя в игре невозможен: все игроки равны. Задача родителя: объяснить правила игры и играть с малышом или наблюдать, направлять, задавая вопросы.

  • Игры формируют на всю жизнь стиль общения между родителем и ребёнком: сотрудничество, партнёрство, основанное на обоюдном интересе, а не наставничество, превосходство взрослого.

  • Даже неопытный родитель не сможет перегрузить ребёнка. В игре дети сами регулируют время и виды деятельности.

  • Любой родитель сможет подобрать себе игру по карману. Цены на игры зависят от материалов, из которых они сделаны: картонные дешевле, фанерные дороже.

  • Игры предназначены для детей разного возраста (от двух лет до младших и даже средних школьников). Наиболее полезны они для малышей и дошкольников. Иногда есть несколько вариантов (наборов) игры для разных возрастов: «Математические корзинки», «Квадрат Воскобовича». Или одна и та же игра имеет разные правила для детей разного возраста: «Геоконт».

Игры для детей от 2 лет

Некоторые игры подходят для детей с двухлетнего возраста. Всё дело в том, как использовать игру. Основная развивающая задача для крошек 2-4 лет – развитие мелкой моторики (движений пальчиков и руки в целом). Существует зависимость между развитием мелкой моторики и речью: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он говорит (а потом и пишет).

Большинство игр Воскобовича развивают мелкую моторику. В игре «Геоконт» нужно надевать резиночки на штырьки, создавая разные формы, в игре «Квадрат Воскобовича» мелкая моторика развивается за счёт изгибов фигуры на жёсткой тканевой основе.

В игре «Кораблик «Плюх-плюх» нужно надевать шероховатые разноцветные паруса-флажки на деревянные мачты-палочки, в играх-шнуровках «Ромашка» и «Конструктор букв» тоже задействована мелкая моторика и разная поверхность предметов. Игра «Чудо-крестики» для этого возраста подобна крупным пазлам: из цветных деталей складываются фигуры.

Игра «Складушки» содержит диск с песенками. Она развивает речь детей этого возраста. Игры «Кубики Воскобовича» и «Конструктор букв» дают первое представление о буквах.

Игры для детей от 4-5 лет

Все вышеперечисленные игры подходят и для детей старшего дошкольного возраста, но играют в них по-другому. Цель этого возраста: познание мира и его законов в игре. Игра «Геоконт» даёт представление о цветах, величинах и формах, учит сравнивать фигуры по форме.

Игры «Квадрат Воскобовича» и «Чудо-крестики» учат создавать модели по схемам. Игра «Кораблик «Плюх-плюх» даёт представление о разделении предметов по цвету и количеству. Игра «Складушки» учит делить слово на слоги, отличать гласные и согласные звуки.

Игры «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» помогают с помощью шнуровки складывать из букв слова, а игра «Конструктор букв» даёт возможность запомнить сами буквы.

Игра «Математические корзинки» даёт понятие о составе числа (нужно добавить грибы в корзинку до десятка), готовит ручку к школе (малыш обводит и штрихует, разукрашивает грибы). Игра «Теремки Воскобовича» – уникальный тренажёр по обучению чтению. В основу положены слоги, а не буквы, как в традиционных кубиках.

Игра «Читайка на шариках» закрепляет навыки чтения. В зависимости от линии сгиба можно читать короткие (из 2 букв) или длинные (из 6 букв) слова (до 130 слов в игре). Игра «Чудо-цветик» даёт начальное понятие дробей (части от целого), учит различать цвета.

Игры для детей младшего и среднего школьного возраста

Это те же самые игры, только пользуются ими по-другому. Игра «Геоконт» знакомит с такими математическими понятиями, как система координат. «Квадрат Воскобовича» бывает двухцветным (для малышей) и четырёхцветным (такой подойдёт и школьникам). Предназначена для детей постарше игра «Планета умножения».

Все без исключения игры Воскобовича развивают интеллект, логическое мышление и мелкую моторику. Поэтому по остальным развиваемым качествам игры (их около 40) можно поделить на три группы: развивающие пространственное мышление, навыки счёта и чтения.

Большинство игр продаётся в двух вариантах: со сказкой и без. Отказываясь от сказки, родители многое потеряют, потому что именно сказка, как и игра, делает обучение незаметным и непроизвольным для дошкольников.

Но от этого оно не становится менее значимым для родителей.

С обзором игр можно ознакомиться в следующей статье «Развивающие игры Воскобовича и их влияние на интеллект ребёнка».
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.