Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Содержание

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями.

При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов.

При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

Нарушение интеллекта: формы

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Деменция

Деменция — приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.

У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений.

Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства.

В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий.

В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными.

Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли.

У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста.

Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома.

Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.

Олигофрения

Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.

В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

  • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
  • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
  • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
  • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.

Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью.

Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками.

Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности.

Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха.

Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

Лечение

Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей.

Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие.

Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

Врожденное слабоумие: виды, лечение, приобретенное слабоумие – Стоп Невроз

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

02.04.2019

Слабоумие – это необратимое поражение интеллекта, которое сопровождается утратой способности к познавательной деятельности, снижением памяти и потерей ранее приобретенных знаний и навыков.

При слабоумии нарушается функционирование отделов головного мозга. От локализации патологического процесса и будет зависеть проявление болезни. Слабоумие делится на врожденное и приобретенное.

Умственная отсталость с рождения

Врожденное слабоумие (олигофрения) – ряд заболеваний, характеризующийся врожденным или приобретенным в течение первых трех лет жизни умственным недоразвитием.

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень болезни. Такие люди адекватны, выполняют несложную работу, не нарушают общепринятые правила. Диагностируется сложнее, так как нет выраженных симптомов. Для больных характерно отсутствие фантазии, узкое мышление.
  2. Имбецильность – средняя стадия олигофрении. Способны к самообслуживанию, но нуждаются в постоянной опеке. Понимают, когда к ним обращаются, знают близких людей. Плохо развита моторика и координация. Словарный запас беден, мышление примитивно, память и внимание недоразвиты.
  3. Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Люди с таким диагнозом требуют постоянного ухода, не способны к самообслуживанию. Не выделяют близких людей, нередко проявляют агрессию.

    Речь отсутствует, иногда произносят отдельные слова и звуки. Не имеют самых элементарных навыков. Не контролируют работу органов малого таза. Основные потребности – еда и сон.

Причины:

  • наследственность,
  • генетические нарушения,
  • внутриутробные инфекции беременных (краснуха, токсоплазмоз, сифилис),
  • алкоголизм, наркомания матери,
  • близкородственные браки,
  • черепно-мозговые травмы при родах.

Сходства и различия с олигофренией

Все формы олигофрении и деменции имеют один общий синдром – расстройство интеллекта, нарушение функций головного мозга.

Для обеих форм слабоумия характерны изменения в восприятии информации, перемены в поведении.

В чем же отличие:

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в раннем возрасте заболеванием. Деменция же формируется в возрасте после 50 лет.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной неполноценности неизменна. Для старческого слабоумия характерно постепенное ухудшение состояния.
  3. При олигофрении ребенок рождается неспособным к обучению. Для деменции свойственна поэтапная утрата навыков и знаний, приобретенных ранее.

Профилактика

С каждым годом количество заболевших увеличивается. Люди, знающие о слабоумии не понаслышке, задаются вопросом о возможности предотвращения этого состояния.

И хотя основной причиной является наследственная предрасположенность, каждому по силам свести к минимуму вероятность заболевания.

Для предупреждения слабоумия необходимы следующие профилактические меры:

  • умеренные физические нагрузки,
  • отказ от вредных привычек,
  • заместительная гормональная терапия для женщин в климактерический период,
  • защита от инфекций (профилактические прививки, безопасный секс),
  • высокая умственная активность (изучение иностранных языков, кроссворды, головоломки),
  • профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
  • исключение травмоопасных ситуаций (экстремальные виды спорта).

Предупреждение врожденного слабоумия начинается с планирования беременности. Обязательна консультация гинеколога и выполнение его рекомендаций относительно обследований, анализов, приема лекарственных препаратов.
Необходима консультация генетика, если в семье были случаи слабоумия. А также отказ от вредных привычек и избежание стресса.

15. Расстройства интеллекта. Слабоумие врождённое и приобретённое, тотальное и парциальное

Целостнаяпознавательная деятельность человекаосуществляется с помощью интеллекта,который, как известно, обеспечиваетсясовокупной деятельностью по­знавательныхпсихических процессов, среди которыхособое значение имеют мыш­ление и

речь.

Расстройства интеллектуальнойдеятельности — это изменение процес­сарационального познания, умозаключений,

суждений, критических способностей.

Израсстройств, относящихся непосредственнок интеллектуальным, выделяют груп­пунарушений психики под общим названием

«слабоумие».

Различают
так называемую деменцию (приобретенное
слабоумие) и олигофрению(врожденное
слабоумие).

Органическойдеменцией называется слабоумие, вызванноеглавным образом со­судистымизаболеваниями головного мозга,сифилитическими и старческими психо­зами,травмами головного мозга. Органическоеслабоумие обычно делят на две груп­пы:тотальное (диффузное, глобальное) ичастичное (дисмнестическое, парциальное,

лакунарное).

Тотальноеслабоумие — это стойкое снижение всехинтеллектуальных функций, слабостьсуждений, отсутствие критики своемусостоянию. Примером тому может служитьтак называемая сенильная деменция(слабоумие старческого возраста), также

слабоумие при прогрессивном параличе.

Частичное(дисмнестическое) слабоумие характеризуетсявыраженными нарушениями памяти. Остальныеинтеллектуальные функции страдаютглавным образом вторично, посколькунарушается память —«входные ворота

интеллекта».

Такие больные сохраняютспособность к суждениям, у них наблюдаетсякритическое отношение к своему состоянию.Им трудно усваивать новое, но старыезнания, особенно профессиональные,хорошо закрепленные, могут сохраняться

у них довольно долго.

Ввиду критическогоотношения к себе такие больные понимаютсвое положение, стараются избегатьразговора, в котором они могли быобнаружить расстройства памяти,пользуются постоянно записной книжкой,пишут заранее, что им надо сказать или

сделать.

Типичная картина частич­ногослабоумия может наблюдаться прицеребральном атеросклерозе или сифилисе

головного мозга.

Средиприобретенного слабоумия выделяюттакже шизофреническое и эпилеп­тическое

слабоумие.

Шизофреническоеслабоумие, называемое еще апатическим,или атактическим, характеризуетсяинтеллектуальной бездеятельностью,безынициативностью, в то вре­мя какпредпосылки к умственной деятельностиеще могут сохраняться длительное время.Интеллект таких больных сравнивают сошкафом, полным книг, которыми ни­ктоне пользуется, или с музыкальным

инструментом, закрытым на ключ в футляре.

Эпилептическоеслабоумие выражается не только взначительном снижении па­мяти, но ив своеобразном изменении мышления,когда человек начинает терять спо­собностьразличать главное и второстепенное,ему все кажется важным, все мелочи —

значительными.

Мышление становитсявязким, непродуктивным, патологическиоб­стоятельным, больной никак не можетвыразить свою мысль (недаром эпилептиче­ское

мышление называют иногда лабиринтным).

Характерно также сужение круга интересов,концентрация внимания исключительнона своем состоянии (концентри­ческое

слабоумие).

Эти дефекты интеллекта долж­ныпроявиться в возрасте до 18 лет. Существуетболее 300 наследственно обуслов­ленныхзаболеваний, которые могут стать

причинами умственной отсталости.

Оли­гофрения — это не болезненныйпроцесс, а патологическое состояние,возникшее в результате воздействияразличных вредоносных факторов (помимонаследственно­го) в период внутриутробного

развития или же в младенчестве.

Потяжести олигофрения делится на три ееформы: дебильность, имбецильность иидиотию. Основная особенность олигофрениизаключается в диффузном и тотальном

недоразвитии или

поражениипсихики в целом. При тяжелых формахолигофрении (идиотии и имбецильности)больные практически неспособны к

интеллектуальной деятельности.

Придебильности нарушены высшие формымышления — способность к анализу,синтезу и абстрагированию. Отсутствуеттакже логическое мышление. Речь олигофрена

так­же нарушена.

В эмоциональной сферепреобладают «низшие» эмоции, отсутствуетспособность контролировать свои

влечения.

Деменция—
приобретенное слабо­умие
.

Олигофрения– (умственная отста­лость)—наследствен­ное, врожденное илиприобретенное в пер­вые годы жизнислабо­умие, выражающееся в общемпсихическом недоразвитии (с пре­обладаниемв первую очередь интеллекту­альногодефекта) и в затруднении вслед­ствие

этого социаль­ной адаптации.

Источник:

Слабоумие: симптомы, виды, классификация, диагностика

Слабоумие – это необратимое нарушение интеллектуальных способностей. При этом снижается память, утрачиваются приобретенные навыки и знания. Проявления патологии зависят от того, в каком участке мозга развивается дегенеративный процесс.

Основные проявления

При слабоумии человек страдает от целого комплекса проявлений:

  1. Нарушается кратковременная память. Эта проблема всегда возникает на начальных этапах развития патологии. Сначала поражается кратковременная память, поэтому многие не обращают на это внимания, списывая на обычную забывчивость. На более поздних стадиях больные не помнят, что было день назад, но отлично вспоминают истории, произошедшие очень давно.
  2. Возникают трудности с выражением собственных мыслей. Простой разговор длится долго. Человек не может подобрать подходящие слова, из-за чего пропадает желание общаться.
  3. Резко меняется настроение. Больным трудно заметить этот симптом, но близкие обращают на это внимание.
  4. Развивается депрессивное состояние. Это сопровождается изменением личностных характеристик в виде снижения критики к себе.
  5. Больной становится апатичным. Вялость и апатия наблюдаются постоянно. Человеку не интересны прежние увлечения, он не хочет ничем заниматься. Нет желания гулять, проводить время с родными.
  6. Трудно выполнять привычные действия. Сначала больному тяжело с многоэтапными операциями, например, с изучением правил игры.
  7. Путает людей и вещи. Человек не узнает хорошо знакомых, не находит вещи, которыми регулярно пользуется.
  8. Тяжело воспроизводить сюжетные линии. Не получает рассказать о просмотренном ранее фильме или прочитанной книги.
  9. Трудно ориентироваться в пространстве. Человек легко может потеряться даже в знакомом месте. Поэтому за ним должны следить родственники.
  10. Часто повторяется. Это относится не только к диалогу, хотя, если человек постоянно повторяет один и тот же вопрос, это говорит о том, что у него развивается слабоумие. Каждый день больной повторяет свои действия, собирает ненужные ему вещи.
  11. Не получается приспособиться к изменениям. Люди с подобными проблемами особенно боятся перемен. Это связано с трудностью в запоминании, выполнении привычных действий. Гораздо легче, если каждый день проходит по привычному сценарию.

Расстройство интеллекта

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков.

Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности.

Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

  1. Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
  2. Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
  3. Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой.

При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям.

При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Степени и формы умственной отсталости

Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций.

Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные.

Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:

  • Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
  • Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
  • Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).

Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.

Признаки

У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками.

У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).

Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:

  1. Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
  2. Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
  3. Неспособность воспринимать абстрактные образы.
  4. Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
  5. Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
  6. Разнообразие эмоций.

Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:

  1. Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
  2. Безграмотная речь.
  3. Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
  4. Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.

При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.

У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует.

Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл.

Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.

Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.

Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.

Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).

Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:

  • Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
  • Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
  • Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).

Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:

  1. Ухудшение памяти, забывчивость.
  2. Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
  3. Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).

Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации.

Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики.

В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Профилактика и прогноз

Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.

Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.

Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.

Слабоумие – как избежать расстройства интеллекта?

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Ухудшение интеллекта, слабоумие, может проявить себя сразу после появления на свет, то есть быть врожденным, или приобретенным с возрастом, когда принято говорить о старческой деменции. Есть немало факторов, которые могут спровоцировать болезнь на любом этапе жизни. Поддается ли она коррекции?

Что такое слабоумие?

Патология может привести к полной утрате способности к мышлению, ведь слабоумие – это ослабление памяти, снижение запаса представлений и знаний. Оно всегда сопровождается поражением нервной системы и разрушением клеток мозга.

Человек теряет связь между окружающими реалиями и явлениями. Его эмоциональные реакции и черты характера обедняются, пропадает способность критично относиться к собственному поведению и словам.

Еще недавно такое расстройство наблюдали лишь у новорожденных и лиц старше 65-летнего возраста, но в последние года болезнь сильно «помолодела».

Слабоумие – признаки

Симптомы заболевания у детей и взрослых могут разниться.

Расстройства интеллекта имеют характерную особенность, заключающуюся в том, что они могут развиваться после периода абсолютно нормального и полноценного функционирования мозга.

Врожденная патология у детей носит название олигофрении. Огромную роль в ее развитии играют гены и внешнее воздействие, например, внутриутробные или перинатальные факторы. К признакам слабоумия относят:

  • нарушение памяти;
  • плохая сосредоточенность и внимание;
  • психическая активность, находящаяся за пределами нормы;
  • неспособность понимать и осмысливать то, что происходит.

Если ребенок родился нормальным, то в дальнейшем распознать начало болезни можно по ослаблению или утрате ранее приобретенных навыков, нарушению речи, обеднению словарного запаса, проблемам в общении и др. У взрослых старческое слабоумие проявляет себя:

  1. Расстройством памяти. При этом сначала страдает кратковременная память, а затем уже и долговременная.
  2. Утратой способности находить ориентир в пространстве и времени.
  3. Прогрессирующим эгоизмом.
  4. Утратой способности к логическому мышлению.
  5. Бредовыми, навязчивыми идеями.
  6. Повышенным чувством раздражительности, плаксивости, тревоги, злобы и др.

Виды слабоумия

Помимо деления на врожденное слабоумие и приобретенное слабоумие наблюдается еще и частичная деменция, подразделяющаяся на следующие виды:

  1. Эпилептическая, спусковым механизмом развития которой является эпилепсия.
  2. Сосудистая деменция. В ее развитии огромную роль играет атеросклероз головного мозга.
  3. Травматическая, которую провоцируют травмы.
  4. Алкогольная. Поражение мозга возникает на фоне злоупотребления спиртными напитками.
  5. Шизофреническая. Ей сопутствует шизофрения.
  6. Психогенная. Ее еще называют мнимым слабоумием, которое проходит самостоятельно.
  7. Снижение психического уровня. При этом психическая деятельность ослабляется лишь незначительно.

Старческое слабоумие

Причины, по которым развивается деменция, до конца так и не определены. С возрастом все биохимические реакции в организме человека замедляются, некоторые дают сбой вследствие развития недугов.

Слабоумие у пожилых людей начинает прогрессировать постепенно.

Забываются ранее приобретенные навыки, а новым человек научиться не в состоянии, как в не в состоянии обобщать информацию, делать выводы и адекватно оценивать себя и других.

https://www.youtube.com/watch?v=Uj2J8qlmWtk

На первый план выходят негативные черты характера – скупость, раздражительность, гнев, зависть. Интересы сужаются, а взгляды становятся шаблонными. Пропадает стыд и приверженность морально-этическим нормам. В тяжелых случаях наблюдается полная деградация и дезадаптация личности. Больной требует постоянного ухода и присмотра, ведь он не способен обслуживать себя самостоятельно.

Эпилептическое слабоумие

Многочисленные судорожные припадки приводят к травматизации головного мозга и развитию этой формы расстройства интеллекта. Главный симптом – замедление темпа психических процессов. Слабоумный человек не способен отделить основное от второстепенного. Его речь изобилует шаблонами, но он может говорить быстро и не терять цепь высказываний.

В обычной беседе такие больные имеют тягу все детализировать, чрезмерно описывать. При этом склонность к обобщению и отвлечению у них страдает. Родственникам приходится туго с такими подопечными, ведь они «любят» поучать и наставлять, входя в роль узкого моралиста. Они переоценивают собственный жизненный опыт, а их высказывания неглубоки, поверхностны и банальны.

Шизофреническое слабоумие

Его называют транзиторным, преходящим, потому как возникает оно эпизодически. Больные могут неожиданно демонстрировать неплохую память и мышление, но затем снова наступает период психоза.

Диагноз слабоумие ставят после наблюдения, проверки реакций на различные действия и задачи. При такой форме недуга человек мыслит абстрактно, он склонен к философствованию, далекому от реальности.

Слабоумие приводит к медленному уменьшению багажа знаний и утрачиванию жизненно важных навыков. Возникают и проблемы с концентрацией внимания.

На фоне интеллектуальных нарушений пропадает стремление к общению. Больной постепенно становится аутистом. В тяжелых случаях двигательная способность сохраняется, но человек практически все время проводит в неподвижном состоянии. Он не контролирует процесс принятия пищи, физиологические потребности и не отвечает на вопросы. Прогноз лечения сомнительный.

Напитки на основе спирта вызывают необратимые изменения в организме, встраиваясь в биохимические процессы.

Вследствие длительного и систематического злоупотребления алкоголем формируются зависимость и психические нарушения, результатом которых является алкогольная деменция. Синдромы расстройств интеллекта наблюдаются на 3 стадии алкогольной зависимости.

Все жизненно важные функции интеллекта повреждаются или полностью утрачиваются. Человек становится неспособным воспринимать информацию и рассуждать. Страдают речь и память.

Вирус цифрового слабоумия

В славянских странах эту проблему еще не осознали, так как присоединились к цифровому миру позднее некоторых западных стран.

В Корее цифровое слабоумие – это уже официальный диагноз, который стали ставить представителям нового поколения, имеющим доступ к интернету, владеющим смартфонами, планшетами и всевозможными гаджетами.

Специалисты стали наблюдать у них потерю памяти, расстройство внимания, когнитивные нарушения, подавленность и депрессию, низкий порог самоконтроля и т.д.

Такие изменения можно сравнить с последствиями черепно-мозговых травм (боксерское слабоумие проявляется похожим образом) и ранней деменции.

Многие ученые, которые не имеют ничего против технического прогресса, говорят о потенциальной опасности цифровых технологий для растущего мозга.

Все дело в том, что мозг претерпевает этапы созревания и развития до 20 лет, а если ребенок исследует мир виртуально, а не физически без взаимодействия с окружающей средой, формирование мозга замедляется или останавливается совсем.

Как лечить слабоумие?

При назначении терапии очень важно выявить причины, спровоцировавшие заболевание, и устранить их. Лечение слабоумия включает прием препаратов для питания головного мозга, сосудорасширяющих средств, витаминов.

При нарушении настроения и поведения, возникновении галлюцинаций и бреда назначают нейролептики, транквилизаторы, седативные средства.

Если слабоумный находится на последней стадии развития заболевания, то нужно организовать за ним правильный уход, проводить профилактику пролежней, воспаления легких и других осложнений.

Препараты от слабоумия

Из традиционных лекарственных средств можно выделить:

  1. Противодементные препараты, назначаемые пожизненно. Таблетки от слабоумия улучшают мозговой обмен веществ и передачу нервных импульсов. Это акатинол мемантил, ривастигмин, церебролизин и др.
  2. Нейролептики, которые снимают агрессивные проявления и беспокойство. Это сонапакс, фенибут, феназепам и др.
  3. Антидепрессанты. Это марплан, пирлиндол, кломипрамин и др.

Витамины от слабоумия

Витамины-антиоксиданты могут не только предупредить умственную слабость и потерю памяти, но и замедлить процесс развития деменции. Особую пользу может принести витамин В12 при слабоумии, а также витамины А, С, Е.

Сохранить нормальные умственные способности можно, если в достаточном количестве получать минералы – цинк, селен, йод, медь, кальций, фосфор, молибден, калий и др.

Предотвратить болезнь Альцгеймера поможет регулярный прием фолиевой кислоты.

Травы, лечащие слабоумие

Существует немало средств народной медицины, которые помогают улучшить состояние больных при расстройстве интеллекта.

Болезнь слабоумие поддается коррекции при помощи отваров и настоев различных лекарственных трав – боярышника, диоскореи кавказской, лофанта анисового.

На начальных этапах деменции полезно принимать настойку девясила, а еще большую пользу может принести растительный препарат Гинкго билоба. Повысить работоспособность и поднять иммунитет способны элеутерококк, эхинацея, родиола розовая.

Девясиловый отвар на вине

Ингредиенты:

  • корни девясила – 120 г;
  • красное вино – 0,5 литра.

Приготовление

  1. Для приготовления винного отвара корней девясила 120 г сырья залить 0,5 л красного вина.
  2. Прокипятить 10 минут.
  3. Пропустить через фильтр и пить по одной рюмке трижды в день перед трапезой.

Отвар боярышника

Ингредиенты:

  • плоды боярышника – 20 г;
  • проста вода – 200 мл.

Приготовление

  1. Для приготовления отвара плодов боярышника сырье в количестве 20 г залить 200 мл горячей воды.
  2. Уваривать на водяной бане 15 минут.
  3. Настаивать 45 минут.
  4. Пропустить через фильтр и принимать по 1 ст. л. трижды в день за полчаса до трапезы.

Питание должно преследовать цель нормализовать вес, снизить уровень холестерина и глюкозы в крови. Пища должна изобиловать клетчаткой, поэтому нужно употреблять много фруктов и овощей, каш. Синдром слабоумия сдаст свои позиции, если отказаться от вредных привычек, повысить двигательную активность и правильно, сбалансированно питаться.

Топ 10 продуктов, улучшающих работу мозга:

  1. Орехи. В них содержатся витамины группы В, жирные кислоты и ценные минералы, которые усиливают передачу нервных импульсов в головном мозге.
  2. Морская рыба и морепродукты. Они богаты полиненасыщенными жирными кислотами.
  3. Шпинат. Он развивает интеллектуальные способности.
  4. Шоколад. Нормализует память и повышает настроение.
  5. Клюква и черника. Эти ягоды богаты антиоксидантами, нейтрализующими негативное влияние свободных радикалов.
  6. Зеленый чай. Напиток содержит полифенолы, защищающие клетки головного мозга от нейродегенеративных поражений.
  7. Яйца. Они нужны для нормального функционирования мембран головного мозга.
  8. Томаты. Ликопен в их составе способствует насыщению мозга кислородом.
  9. Растительные масла.
  10. Отруби пшеницы, предотвращающие развитие атеросклероза.
Что такое аутизм – признаки и способы лечения

Что такое аутизм взрослых и детей? Ранние признаки, по которым можно заподозрить расстройство: с младенчества отсутствие привязанности к матери, поздняя речь, замкнутость и нежелание общаться. Среди аутистов много известных гениев.

Паллиативная помощь – что такое паллиативная помощь людям?

Паллиативная помощь – важная отрасль медицины и социальных организаций в оказании качественной медицинской и психологической поддержки тяжелобольным и неизлечимым людям. Комплексный подход обеспечивает достойное существование и последующий уход.

Виктимность в психологии – что это такое?

Виктимность или феномен жертвы – это свойство одного человека навлекать на себя агрессию другого. Криминалисты характеризуют поведение пострадавшего вызывающим, проще говоря «сам напросился». Психологи говорят об имеющихся отклонениях.

Газлайтинг – что это и как ему противостоять?

Термин «газлайтинг» получил свое название от драматического триллера «Газовый свет». Сюжет картины описывает психологическое насилие, к которому прибегает супруг, чтобы убедить жену в ее невменяемости. Такие приемы манипуляции существуют и в реальности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.