Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

Содержание

Нарушение когнитивных функций — что это такое?

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

Когнитивные нарушения относятся к числу самых распространенных неврологических симптомов. Возникновение таких расстройств указывает на наличие нарушений работы головного мозга.

В результате прогрессирования патологического состояния происходит изменение рационального познания мира.

Понимание вопроса, когнитивные нарушения — что это такое, будет легче, если предварительно изучить информацию о причинах таких расстройств и их симптоматике.

Что такое когнитивный диссонанс? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности;
  • все виды памяти;
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
  • восприятие информации;
  • концентрация внимания;
  • интеллект;
  • речевая активность;
  • праксис (способность применять знания на практике);
  • психомоторная функция.

Дефицит или недостаточность

Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.

Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.

При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.

Этапы когнитивного дефицита:

  1. Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
  2. Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
  3. Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
  4. Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).

Список искажений

Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.

Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.

Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.

Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:

  • иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
  • амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
  • подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
  • непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
  • и пр.

Искажения, основой которых являются стереотипы:

  • эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
  • иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
  • каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
  • эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
  • иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
  • и пр.

Искажения, обусловленные социальной средой:

  • эффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
  • искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
  • искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
  • иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
  • и пр.

Искажения, причиной которых является нарушение памяти:

  • криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
  • ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
  • благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
  • кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
  • эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
  • и пр.

Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:

Особенности развития у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга;
  • серьезные отклонения в системе метаболизма;
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • ликвородинамические нарушения;
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
  • результат серьезных гормональных сбоев;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • результат патологий, связанных с сосудами;
  • возрастные изменения организма.

Классификация и виды

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

Симптомы

Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.

Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.

Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:

  • бред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер);
  • нарушения пищевого поведения;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • уменьшение активности мыслительного процесса;
  • дневная сонливость в сочетании с ночной активностью;
  • признаки апатии;
  • ухудшение памяти;
  • двигательная активность, не имеющая цели;
  • нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые;
  • снижение концентрации внимания;
  • утрата чувства тактичности;
  • чрезмерная раздражительность и агрессивность.

О причинах и симптомах когнитивных нарушений вы можете узнать из видео:

Методы лечения

Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.

Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.

Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.

В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:

  • ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам);
  • витаминно-минеральные комплексы (Глицин);
  • средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин);
  • препараты против деменций (Донепезил, Мемантин);
  • медикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард);
  • психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке);
  • соблюдение безхолестериновой диеты.

Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.

При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.

Каковы основные признаки потери когнитивных функций, какие методы лечения существуют? Узнайте об этом из видео:

Наша интересная группа :

Что такое когнитивные нарушения: расстройство у детей, взрослых и пожилых людей

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

Когнитивные функции – это познавательные инструменты головного мозга. Каждый день человек получает информацию, мозг обрабатывает ее, переводит в знания, жизненный опыт. К когнитивным функциям относят внимание, восприятие, воображение, мышление, память, интеллект, речь и т. д. Все это зависит от деятельной способности головного мозга и общего состояния здоровья.

Первый симптом когнитивного нарушения – забывчивость

Что такое когнитивные нарушения

Важно разобраться с тем, что это такое – когнитивный дефицит, когнитивные нарушения. Последнее происходит за счет некоторых расстройств. К ним относят:

  • физические травмы;
  • психические заболевания;
  • диабет;
  • инсульт;
  • старческий возраст;
  • онкологию;
  • инфекционные заболевания (например, менингит).

В зависимости от расстройства, наблюдаются различные симптомы, вызывающие когнитивный (нейросенсорный) дефицит – состояние, при котором происходит нарушение работы головного мозга (например, снижение памяти).

Чем опасны когнитивные расстройства

Нарушение одной или нескольких когнитивных функций, например, ухудшение памяти, внимания или способности мыслить, вызывает гибель нейронов головного мозга и связей между ними.

Сначала это проявляется в виде незначительной забывчивости, рассеянности. Многим доводилось на «автопилоте» убрать ключи в карман, а потом искать по всей квартире с мыслями, что кто-то их спрятал.

Вскоре эти моменты становятся все очевиднее.

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Мозг нужно тренировать: помогут кроссворды, чтение книг, арифметические операции не с калькулятором, а в уме. Если этого не делать, недуг будет прогрессировать, мозг начнет пропускать новые знания, «стирать» те достижения, которыми индивид мог похвастаться несколько лет назад.

Обратите внимание! Каждому человеку свойственна рассеянность, но забыть лица родных – это когнитивное расстройство.

Важно обращать внимание на человека, особенно на детей, получивших травму головы. Ряд «привычных» болезней, таких как гипертония, может вызвать когнитивные расстройства. Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм. Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства.

Виды нарушений по степени сложности

Когнитивные процессы в психологии

Ухудшение работоспособности головного мозга вызывают не только травмы и менингит. Инсульт вызывает проблемы с когнитивным состоянием, что может стать причиной деменции. Риск пережить инсульт обусловлен наличием следующих недугов:

  • Гипертония (особенно, если ее продолжительность свыше 5 лет);
  • Атеросклеротические болезни;
  • Сердечные заболевания;
  • Диабет (в силу поражения нервных клеток);
  • Бессимптомный микроинсульт.

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Обратите внимание! Микроинсульт – это тромб, попавший в небольшой кровеносный сосуд в мозгу. Он не вызывает резких приступов, человек не утратит двигательную или речевую способность. Может, онемеет щека, но индивид не придаст этому значения.

https://www.youtube.com/watch?v=FVJYxAKGAWQ

Современные люди редко обращаются к врачам, предпочитая воспользоваться интернет поиском, назначив себе самолечение. Позже и вовсе «привыкают» к различным симптомам, на которые следовало бы обратить внимание. В итоге риск появления когнитивных расстройств увеличивается в разы, проявляясь в виде депрессии, астении, хронической усталости.

Легкое когнитивное расстройство

Легкое когнитивное расстройство (ЛКР) не является очевидным, поскольку протекает незаметно для окружающих. Более того, ЛКР не диагностируется, т. к. анализируемые показатели находятся в допустимых пределах, если и отклоняются, то незначительно. Индивид сам обращает внимание на то, что его поведение, реакция и мыслительные процессы снижены.

Обратите внимание! Первый сигнал о возможном наличии ЛКР – замедление скорости привычных действий.

Качество деятельности личности остается прежним, но затрачивается больше времени на ее выполнение. То же касается мыслительных процессов.

Если обычно человек довольно быстро вспоминает нужную информацию, то при наличии ЛКР этот процесс замедляется.

Нередко наблюдается забывчивость, затрудняется концентрация внимания на одном деле либо сложнее становится переключаться между несколькими задачами.

Если такое наблюдается с возрастом, то это считается естественным. Однако, если индивид все чаще замечает за собой подобное поведение, значит, процесс протекает слишком быстро. Современная диагностика выявит первопричину ЛКР, а именно связь с патологиями или нездоровым образом жизни (стресс, физическое и нервное перенапряжение).

Умеренные когнитивные нарушения

Умеренной когнитивной дисфункцией называют нарушения, которые нехарактерны для данной возрастной нормы, но и не достигли состояния деменции (синдрома деградации памяти). Иными словами, умеренное когнитивное расстройство находится в промежутке между старением и деменцией.

К ее симптомам относят:

  • Ухудшение памяти, снижение внимания, затруднения в усвоении новой информации, что является очевидным для индивида и его окружающих;

Когнитивные нарушения допустимы для людей в преклонном возрасте

  • Сохранение самостоятельности, т. е. нарушение не влияет на повседневную бытовую деятельность;
  • Жалобы на постоянную усталость, в т. ч. от умственных нагрузок;
  • Органические изменения, т. е. заболевания мозга, сосудистой системы и т. д.

Кроме того, при диагностике после нейропсихологических тестов наблюдаются пониженные результаты с учетом возрастной группы, а также отсутствие делирия и деменции.

В большинстве случаев идет ослабление памяти, реже нарушаются речь, внимание и мышление. При умеренном когнитивном расстройстве данная симптоматика проходит в совокупности.

На сегодняшний день этот недуг называют синдромом в силу того, что внешние его проявления вызваны множеством причин (возраст, нарушенный обмен веществ, сосудистые заболевания).

При первых сигналах его наличия требуется пройти ряд испытаний: клинических, лабораторных и инструментальных.

Выявив первопричину умеренного когнитивного расстройства, можно быстрее определить способы, как его лечить.

Тяжелая форма

Тяжелая форма когнитивных нарушений носит название деменции (код Международной Классификации Болезней – F00-F03) – это выраженное поражение головного мозга. Также это явление зовется слабоумием. Оно имеет прогрессирующий или хронический характер.

Симптоматика описывается как нарушение высших корковых функций, отвечающих за понимание, усвоение новой информации, память, мышление, счет, ориентацию и речь. Все это может сопровождаться бесконтрольными эмоциями и поведением.

Деменция наблюдается при болезни Альцгеймера, цереброваскулярных болезнях и т. д.

Чтобы назвать подобное явление деменцией, симптоматика должна быть ярко выражена. Человек с деменцией страдает из-за невозможности адекватно работать и даже вести домашние дела. Деменция возникает на фоне таких причин, как:

  • Заболевания нервной системы (Альцгеймер, Паркинсон и др.);
  • Нарушение кровообращения головного мозга (инсульт и др.);
  • Нарушение обмена веществ (заболевание щитовидной железы и др.);
  • Отравления (солями металлов, медикаментами);
  • Инфекции головного мозга (ВИЧ и др.);
  • Рассеянный склероз;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологические заболевания головного мозга;
  • Ликвородинамические нарушения;
  • Алкоголизм.

Тяжелые когнитивные расстройства возникают из-за разных заболеваний

Диагностика когнитивных нарушений

Когнитивные способности человека — что это такое

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов.

Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова.

Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение – это иррациональное мышление человека, систематические ошибки суждений. Возникают из-за стойких убеждений и веры индивида во что-либо, упрямства и неумения уступить и признать ошибку. Этим охотно пользуются маркетологи и экстрасенсы:

  • Человеку свойственно подражать окружающим, такова его природа. Если большинство покупает некий товар или верит в то, что черная кошка несет беды, индивид с когнитивным искажением примет эти факты на веру.
  • Также срабатывает эффект «якоря» – ассоциации, связанной с некоторым явлением.
  • Эффект ореола, когда некое мнение начинает поочередно охватывать всех вокруг, например, одобрительный отзыв о ком-то телевизионной звезды, к которому прислушаются десятки, сотни людей.

Коррекция ошибок мышления

Чтобы не поддаваться на чужие уловки, необходимо отстраняться от метального шума, позволив себе проанализировать ситуацию самостоятельно.

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Для того чтобы чужое мнение не беспокоило человека, чтобы избежать социального давления, эмоциональных причин, следует обратиться к специалисту. Сначала он выявит наличие данных недугов, их уровень.

Затем проработает их и научит адекватному восприятию информации.

Психолог подберет наиболее удобные по времени и действиям варианты тренировки когнитивных функций и при необходимости пропишет лекарственные препараты, например, всем знакомый глицин.

Профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть.

Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств.

Важно разгонять кровь по телу, где прием сжатия и разгибания пальцев по принципу школьной разминки «мы писали, наши пальчики устали» тоже считается упражнением из области мелкой моторики.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.

Причины когнитивных нарушений

Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Лечение когнитивных нарушений

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.

Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.

Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Заключение

Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.

(5 4,40 из 5)
Загрузка…

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения.

В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности.

Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром.

Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии.

Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера.

Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие.

Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности.

Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.
Инфантилизм – что это, симптомы у мужчин, женщин и детей, причины проблемы Инфантилизм определяется как наличие в характере или внешности человека признаков предыдущих возрастных этапов. Бывает разных видов и у каждого есть свои особенности. Эта болезнь сопряжена с неадекватным поведением и требует коррекции.Мизогиния – психическое состояние, при котором мужчина испытывает ненависть к представительницам противоположного пола. У него есть определенные причины и признаки, выдающие наличие проблемы. Для корректировки поведения нужна помощь специалиста.
Что такое отчаяние многие люди знают на своем опыте. В результате негативных или трагических событий индивид теряет веру в себя и будущее. Это состояние имеет несколько стадий и симптомов проявления, способов выхода из него.Синдром Кандинского-Клерамбо – это психическое заболевание, характеризующееся навязчивыми состояниями внешнего вмешательства в сознание. Среди симптомов отмечаются поток чужих мыслей, иллюзии ложных ощущений и нарушения двигательных функций.

Когнитивные нарушения у детей: причины, симптомы и лечение

Легкие когнитивные нарушения или расстройства у детей – что это такое: список

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Характеристика

Когнитивные функции – это способности нервной системы познавать, воспринимать внешний мир, а также обрабатывать получаемую информацию. Если подобная возможность отсутствовала бы, тогда человек не мог бы оценивать всё, что находится вокруг него. Следует подробнее рассмотреть, какие бывают когнитивные способности, а также как влияет на человека их нарушение.

Основные функции:

  • Восприятие. Человек утрачивает возможность воспринимать информацию, которая поступает из внешнего мира.
  • Психомоторика. Утрачивается способность выполнять определённые двигательные навыки, которые человек ранее приобрёл. Речь идёт о письме, рисовании, вождении автомобиля и о других вещих.
  • Внимание. У пациента утрачивается возможность выделять конкретную информацию из потока, то есть, он утрачивает способность концентрироваться. Человек больше не определяет то, что является важным, а что нет.
  • Интеллект. Значительно нарушается анализ получаемых сведений. Человек утрачивает возможность логически мыслить и делать какие-либо выводы.
  • Речь. Нарушается способность разговаривать, понимать других людей, правильно выражать свои мысли.
  • Память. Пациент утрачивает способность сохранять, а также воспроизводить получаемую информацию.

Все когнитивные нарушения значительно ухудшают качество жизни человека. Именно поэтому нужно в обязательном порядке обратиться к врачу, потому как потребуется провести общее обследование. Нужно понять, почему возникли мозговые нарушения. Только в этом случае удастся определить, что делать в конкретной ситуации.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции.

Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется.

Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

Как справиться с когнитивными проблемами?

Используйте календарь или ежедневный органайзер для отслеживания назначений, мероприятий и важных дат (как дни рождения). Просите людей повторять информацию и записывайте новую информацию (например, имена и телефонные номера); используйте диктофон или делайте заметки во время разговора.

Фиксируйте заметки (напоминания) и составляйте из них списки. Тренируйте ваш мозг, занимайтесь полезной для мозга умственной деятельностью, например, решение кроссвордов или головоломок, живопись, игра на музыкальном инструменте, или изучение нового хобби. Физическая активность может увеличить умственную активность.

Попробуйте ходьбу, плавание, позанимайтесь йогой, или садоводством.

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет;
  • различные травмы;
  • сосудистые болезни головного мозга — атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • нерациональное потребление лекарственных средств;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • отравления.

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга.

Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить.

Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни.

Основные симптомы

Что же такое когнитивное нарушение? Когнитивное нарушение — это снижение вышеперечисленных функций по сравнению с их исходным уровнем или недостаточное их развитие.

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка? Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они проявляются в снижениях и нарушениях речи, функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.